Коробка для ёлочных игрушек в стиле пэчворк без иголки. Прежде чем показать свою новую работу, мне хотелось бы рассказать вам о двух родственных техниках декора. Они называются кинусайга и пэчворк без иголки. Кинусайга (kinusaiga, 絹彩画) удивительный вид рукоделия из Японии, особая техника создания картин из шёлка. Основатель данного стиля - Маэно Такаши (前野 節), преподаватель искусств, профессор Университета Нагоя. Технику изготовления картин из шёлка она изобрела в 1987 году. Прежде чем приступить к созданию картины, художник делает эскиз на бумаге. Затем этот рисунок переводится на деревянную дощечку. Контур рисунка прорезают тонкими желобками или канавками. Из старых шелковых кимоно нарезают маленькие, подходящие по цвету и тону лоскутки, их накладывают на элементы рисунка. Затем каждый элемент мозаики кропотливо утрамбовывается в вырезанные контуры. Благодаря скрупулезному подбору красок и оттенков шелка, а также объемности получавшегося изображения, картины выходят потрясающе красивыми, похожими на живописное полотно, батик и фотографию одновременно. Европейские мастерицы интерпретировали японское рукоделие по-своему и назвали его "пэчворк без иголки". Оно носит более прикладной характер, так как используется не только для "живописных" картин и красочных панно, но и для декорирования различных предметов обихода, а также для сувенирных поделок. Эта техника еще достаточно молода, но уже имеет своих приверженцев и даже успела получить профессиональное название "метод инкрустации в лоскутном шитье". В основе технологии лежит аппликация. Здесь, также как и в кинусайге, лоскуты ткани накладываются на плоскую или объемную поверхность, их края заправляются в заранее сделанные прорези-канавки, а в результате получается какой-либо рисунок. В целях декорирования работы в технике "пэчворк без иглы" украшаются тесьмой, шнурами и лентами. Мне хотелось бы поделиться с вами своими наработками и открытиями в технике "пэчворк без иголки" и показать результаты моей работы. Итак, вот как коробка выглядела до переделки.
А вот что стало после неё.
Прежде чем приступить к основному процессу декорирования, необходимо подготовить: - коробку или шкатулку, которую вы хотели бы украсить
- подложку под ламинат
- канцелярский нож
- копировальную бумагу
- ножницы
- кусочки тканей
- клей
- распарыватель
Я решила воспользоваться обычной картонной коробкой для бумаг. Вид у неё довольно потрёпанный, но это не имеет значения. Главное, чтобы коробка была крепкой и надёжной. Мастерицы, занимающиеся техникой "пэчворк без иголки" рекомендуют использовать для работы тонкий пенопласт. Оказалось, что найти его не так просто, поэтому я решила попробовать новый материал, который называется подложка под ламинат.
Этот современный, лёгкий и очень удобный в работе материал продаётся в строительных магазинах в упаковках по 8-10 листов. Листы бывают различной толщины, я предпочла использовать подложку 5 мм толщиной.
Особо хотелось бы отметить, что выбранный мной материал оказался очень удобным в работе. Он не ломается и не крошится, как это бывает с пенопластом. В нём легко делать прорези и надрезы, поэтому я планирую использовать в дальнейшем декорировании именно его. Вырезав из листов подложки для ламината прямоугольники необходимых размеров, я обклеила ими коробку, предварительно немного переделав её крышку. Теперь она не надевается сверху, а открывается, как у шкатулки.
Необходимо также позаботиться об изображениях, которые вы хотели бы перенести на область декорирования и распечатать их в нужном формате. Я решила изобразить на стенках и крышке коробки любимых мною мишек из коллекции Forever friends. Чтобы перевести изображение на коробку, лучше воспользоваться копировальной бумагой, больше известной как копирка. Положите копирку под распечатку картинки и зафиксируйте на коробке скотчем, чтобы бумага не сдвигалась. Обведите ручкой все детали и элементы изображения.
Вот что получилось у меня.
При помощи канцелярского ножа нужно сделать прорези по контуру рисунка глубиной 2-3 мм.
Пришло время декорировать рисунок тканями. Так как тема всех выбранных мною рисунков новогодняя, мне захотелось использовать в декоре тёплые, мягкие, уютные ткани типа флиса. Они очень приятны на ощупь и создают интересную фактуру. Техник подготовки отрезов тканей для заправки в прорезанные желобки множество. Некоторые предпочитают заранее готовить кусочки ткани заданного размера, кто-то использует большие отрезы и обрезает их непосредственно в процессе работы. Каждый мастер выбирает удобную ему технику, поэтому я не берусь утверждать, что лучше. Мне больше понравилось брать кусочки ткани чуть большего размера, чем требуется (размер определялся исключительно на глазок) и заправлять их в прорези, в процессе работы отрезая маникюрными ножницами всё лишнее. Хочу также отметить, что перед укладкой ткани я промазывала кисточкой с клеем фрагмент, над которым готовилась работать. Некоторые мастерицы предпочитают промазывать только прорези, в которые будет упрятана ткань. Здесь тоже не может быть однозначного решения. Каждый выбирает то, что кажется ему удобнее. Единственное, на что стоит обратить внимание, не промокает ли используемая для декора ткань от клея. Если такая опасность существует, лучше промазывать только прорезанные желобки, в них не будет видно дефектов и размытий. В качестве инструмента, при помощи которого можно легко и быстро упрятать ткань в прорези великолепно подходит распарыватель.
Для декорирования можно применять не только ткани, но и мех, вязаные элементы и вкрапления пряжи. В своей работе для украшения новогоднего колпачка мишутки я использовала искусственный мех (опушка колпачка) и белую пряжу "травка" (помпон на колпаке). Тельце и шапочка выполнены из флиса.
А вот коробка с подарками и бант на ней - из парчи.
Наблюдая за поведением ткани в момент заправки в желобки хочу заметить, что все они ведут себя по-разному. С некоторыми работать весьма приятно. К таким видам тканей относятся все не осыпающиеся материалы (флис, фетр, американский хлопок...). Но есть ткани, которые потребуют от вас максимум внимания, усердия и аккуратности, т.к. очень сыпятся и спрятать их концы в прорези весьма нетривиальное задание. К таким тканям относятся большинство синтетических материалов. Парча не стала исключением и оставила свои хвостики по всему контуру бантика. Эти мелкие огрехи можно легко спрятать, поэтому не расстраивайтесь, если подобная неприятность произойдёт с вами. Чтобы картинка смотрелась законченной, осталось добавить фон. Но перед этим стоит задуматься о величине рамки (если она планируется). С каждой стороны коробки я отмерила отступ в 1,5 см, прочертила линии карандашом и сделала по ним прорези канцелярским ножом. В качестве фона я воспользовалась искусственным мехом с объёмными голубыми снежинками.
Флисовая рамочка красного цвета с зелёными уголками расставила финальные акценты.
Осталось самое приятное - раскрасить мордочку мишутки и украсить картинку. Контуры тела мишки затонированы коричневыми рассыпчатыми тенями для век. Для тонировки я пользовалась узкой кисточкой из щетины (дети часто используют их для намазывания бумаги клеем). Кисточка легко входит в углубления по контуру рисунка. Ей удобно работать и можно регулировать интенсивность тонировки, нанося большее или меньшее количество теней. Непокорные махрящиеся концы парчи на бантике скрыты под декоративным шнуром. Предварительно углубления по контуру банта были смазаны клеем для лучшей фиксации. Глазки мишутки выполнены из чёрных стразов. Кусочки пенопласта имитируют ягодки на колпачке. Ротик нарисован гуашью. Ленточка на бирке от подарка настоящая. Для большего правдоподобия я также использовала настоящее кольцо от заклёпки. Оно приклеено в предварительно проделанные по контуру углубления. Делала их прямо через ткань.
А теперь позвольте представить вам всю коробку полностью. Вот так она выглядит сверху.
На передней стенке весёлая компания медвежат спешащих на праздник. На крышке изображён изумлённый количеством подарков мишутка. А это - уже знакомая нам боковая сторона коробки, вид сверху. Ещё один боковой ракурс. Двое медвежат прижались друг к другу. Мне кажется один из них мальчик. Именно он подарил своей любимой подруге маленький новогодний подарок. Контуры снежной еловой ветки подчёркивает мягкая, мохнатая пряжа "травка". И ещё один вид сбоку, только с другой стороны. Друзья поздравляют друг друга с праздником и крепко обнимаются. Контуры ёлочки также выделены пряжей "травка". Вот так коробочка для новогодних игрушек или подарков выглядит под ёлочкой. Внутри коробка обклеена флисом молочного оттенка. Сейчас все нитяные ёлочные шары уютно уложены в новую коробку и отдыхают в ней до следующего нового года. Через год к нам опять придут новогодние праздники и мы, возможно, забудем как красива была наша ёлочка в этом году. Чтобы этого не случилась, я сделала на память несколько фото. Если вы ещё не устали, давайте посмотрим?!
|